«Здесь каждая страница плачет кровью», - сказал мэр, вручая папки директору музея.
По словам Натальи Волошиной, документы, действительно, уникальные. Едва в 43-м из города окончательно выбили гитлеровцев, в Краматорске заработала чрезвычайная комиссия, в состав которой вошли сотрудники военной прокуратуры, судмедэксперты, представители советских и партийных органов, общественности и даже священник - настоятель Петровского прихода отец Дмитрий. В сжатые сроки, члены комиссии проделали колоссальную работу по изучению фактов злодеяний фашистов во время оккупации. Сюда входили и расстрелы мирных жителей, и уничтожение гражданских и промышленных объектов, и угон граждан в Германию...
В двух папках содержатся оригиналы свидетельских показаний жителей города о расстрелах мирных граждан: кто, когда, при каких обстоятельствах и так далее. Однако, по словам Натальи Волошиной, для широко показа публике многие из этих документов не годятся по морально-этическим причинам. Во многих показаниях звучат конкретные фамилии людей, причастных к злодеяниям оккупационного периода, в частности - имена полицаев, ни в чем не повинные родственники которых, вполне возможно, до сих пор живут в Краматорске.
Зато Наталья Волошина (на фото) акцентировала внимание на том, что в показаниях краматорчан есть прямые указания на непосредственное участие в расстрелах и пытках людей бывшего бургомистра Краматорска Владимира Шопена, личность которого весной 2010 года вызвала много споров. Напомним, что тогда общественная организация «Відродження» обратилась к мэру Краматорска Геннадию Костюкову с предложением увековечить память Владимира Шопена, так как, по данным организации, «официальных документов и доказательств, подтверждающих причастность бывшего бургомистра к расстрелам граждан, нет».
Теперь, по словам Натальи Волошиной, такие документы - есть.
Переданные в дар музею материалы будут использоваться в дальнейших работах по изучению истории Краматорска.
Прим. В. Зыкова. Ну вот, с Шопеном всё ясно уже документально. И я ничуть не сочувствую руководителю организации "Возрождение" (кстати, возрождение чего? Фашизма?) за те битые стёкла и угрозы, которые он получал. Заслужил. А может и бОльшего, поскольку вся его суета может быть расценена как плевок в душу ветеранам войны и надругательство над Памятью. Пэтэушница Синькова, надругавшаяся над Вечным огнём, сидит, а этот ... почему-то на свободе.
И спасибо Костюкову и, видимо, Коцаренко за документы.