Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Краматорск, Славянск

Краматорский «Бабий яр»

В январские дни нового, 2012 года исполняется семьдесят лет трагическому, кровавому событию, произошедшему в Краматорске в период оккупации, во время Великой Отечественной войны. Сегодня об этом страшном дне ещё вспоминают люди, жившие в те суровые годы в нашем городе, и те, чьи родственники были безжалостно уничтожены фашистами и их пособниками.

Эти события подробно описаны в книге «Золотая осень Победы» Натальи Евгеньевны Волошиной, бессменного руководителя Исторического музея города, краеведа и патриота.

Приведу несколько фрагментов из её книги:

«…Горе и страдания, которые причинили фашисты нашему родному городу, его жителям в период оккупации, забыть никогда невозможно.

Жесточайший террор, массовые убийства мирных граждан, изощренные издевательства терпели жители города с первых дней. Немецкие бандиты уничтожали целые семьи, не щадя даже грудных детей.

Местами массовых расстрелов служили карьер на Меловой горе, овраг около поселка Красногорка, Семеновская гора. Только на Меловой горе около бараков немецкого концентрационного лагеря, расстреляно 3500 человек. Массовые расстрелы краматорчан производились и в оврагах прилегающих поселков: Красногорка, Ясногорка, Ивановка, Семеновка, а также во дворе гестапо. Установлено, что за время фашистской оккупации было расстреляно и замучено 6700 мирных жителей, среди которых много женщин, стариков и детей.

Особенно памятно Краматорску воскресенье 25 января 1942 года. Об этом дне жители города вспоминают с содроганием. Тогда бургомистр Шопен созвал большую группу мирных граждан в несколько сот человек в помещение клуба им. Ленина, среди которых были квалифицированные рабочие и интеллигенция предприятий города. Эти люди назад домой не возвратились. При обращении родственников и членов их семей к Шопену и в гестапо им было заявлено: «Все они направлены в другие города и там работают». На самом же деле они попали в концлагерь. В этот день по приказу бургомистра Шопена и руководителя жандармерии Краматорского округа, он же руководитель отряда «СС» и полиции, лейтенанта Мойшке, по городу произвели облаву на мужчин, женщин, стариков, подозреваемых в сочувствии к советской власти. Хватали людей без всякого повода. Всех задержанных свели в лагерь, а там группами расстреливали у карьера. Расстрел происходил на краю обрыва. Трупы ложились один на другой. На следующий день, произведенным взрывом, трупы были забросаны землею.

Жительница поселка Меловая гора Анастасия Петровна Васковская свидетельствует: «Весной 1942 года талой водой смыло землю на месте расстрела мирных жителей. Обнаружились сотни трупов. Запах их разложения доносился до центра города. По приказанию полиции всех женщин нашего поселка пригнали к этому месту, и мы в течение дня закапывали обнаруженные трупы…

Все эти убийства и разбой совершались с ведома и поощрения бургомистра города Шопена и начальника жандармерии Краматорского округа немецкого лейтенанта Мойшке».

После освобождения Краматорска, в сентябре 1943 года, были проведены раскопки останков и перезахоронение их на Меловую гору.

26 сентября 1968 года, в канун празднования 100-летия Краматорска, на Меловой горе был установлен памятник, который посвящен всем жертвам фашистского террора в Краматорске.

На северной окраине города в скорбном молчании застыл обелиск «Жертвам фашизма».

В советское время все городские памятники погибшим в Великую Отечественную войну (их в Краматорске – четырнадцать) содержались в чистоте и порядке.
Но закончился 1991 год, СССР – не стало, и властям городов, сел и поселков стало не до памятников, на повестке дня стоял один вопрос – как выжить?

Однако отметим, что в нашем городе, вопрос выживания не застил глаза городскому начальству на обеспечение сохранности исторической памяти и святых реликвий.

У нас, как и прежде, в сквере Героев горит неугасимый «Вечный огонь», а 9 мая в день Победы и 6 сентября, в день освобождения Краматорска от фашистов, мы отдаем дань памяти тем, кто пал смертью храбрых, освобождая город, кто погиб в гитлеровских лагерях смерти и фашистских застенках. Мы обещаем помнить о них и о подвигах ветеранов, спасших мир от фашистской чумы. Но праздники проходят и повседневные заботы о судьбе города, видимо, отодвигают на задний план у руководства вопросы памяти и должного содержания мемориальных сооружений. А они ветшают и разрушаются. И редкие «косметические» ремонты уже явно недостаточны.

Вот и в этом году, в городском бюджете на 2012 год на ремонт разрушающихся памятников выделена «громадная сумма» - «целых» 20 тысяч гривен ($ 2500). И это - грустный момент истины! А цена ему - разница между словами и делами. Правда, городской голова пообещал на сессии горсовета, что изыщет деньги на ремонт ритуальных сооружений. Обещаниям мэра, конечно, надо верить, но когда обещания не закреплены в главном финансовом документе города, всегда может возникнуть форс-мажорная ситуация и обещания опять останутся не выполненными.

В Донбасской государственной машиностроительной академии (ДГМА) уже несколько лет существует традиция - в сентябре вывозить студенческих активистов факультетов и групп на Меловую гору и рассказывать ребятам о зверствах, которые творили фашистские захватчики в годы войны в нашем городе и городских поселках. Эта славная традиция не была нарушена и в прошлом году.

В газете «Академия», выпускаемой в ДГМА, была помещена заметка о том, как студенты посетили Меловую гору в этом году. Там есть такие слова:
«Студенты ДГМА возложили цветы к памятнику жертвам фашизма 1941-1943 годов. Это место свято для каждого краматорчанина. Но как же можно эту святыню осквернять? Незадолго до поездки, группа наших студентов-волонтеров отправилась к памятнику, чтобы подготовить территорию. Их возмущению не было предела, когда они стали находить бутылки из-под алкогольных напитков и средства контрацепции. Осталось ли хоть немного человечного и не аморального в людях, совершивших этот беспредел, я не знаю. Но надеюсь, что наша молодежь, наконец, осознает всю трагедию военных лет, и не будет заниматься вандализмом на скорбном и святом месте.

Что же касается уважения городских властей к жертвам фашизма, то здесь возникает ощущение их полного безразличия. Ведь, как еще можно объяснить тот факт, что на прилежащей к памятнику территории, находились кучи мусора, а на основании обелиска – старая облупленная краска? Неужели так трудно проявить уважение и привести памятник в должный вид?»

Необходимо сделать так, чтобы люди, подходя к месту гибели и захоронения наших земляков на Меловой горе, видели информационные табло с описанием зверств и преступлений, совершенных фашистами в отношении мирных граждан. Не должен быть этот мемориал совсем безымянным. И было бы правильно, если бы вдоль аллеи, ведущей к памятнику, вместо старых деревьев были высажены голубые ели.

И такие рекомендации коммунистов города были направлены руководству Краматорска.

Надо только захотеть, и все получится. И так же, как к «Бабьему яру» в Киеве, к нашему трагическому мемориалу будут приходить школьники и студенты, жители города и его гости, и святая память о людях, замученных на Меловой горе, сохранится в их сердцах и передастся новым поколениям.

В самом центре Краматорска, в нескольких сотнях метров от Исполкома, расположен мемориальный комплекс «Героев Советского Союза», которому также требуется незамедлительный ремонт.

Двадцать три золотых медали «Герой Советского Союза», полученные нашими земляками в годы войны – говорят о том, что краматорские машиностроители достойно защищали нашу Родину от фашистов. Это про них звучала песня в фильме «Офицеры»:


«…Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним…»

К сожалению, сегодня 20 – 30 летнее поколение молодых краматорчан в своем большинстве очень мало осведомлено о страшных событиях, которые происходили на нашей земле семьдесят лет назад. А молодежь, родившаяся после 91 года, вообще ничего не знает об ужасе, царившем в сердцах жителей оккупированного Краматорска, и о тех, кто не склонил головы перед фашистами.

Только бережно и достойно храня память о прошлом, о людях, которые погибли, чтобы мы могли жить, можно остаться людьми в высоком понимании этого слова и не превратиться в манкуртов, - людей, лишенных памяти о своих корнях. Тогда, появляющиеся на некоторых домах города изображения свастики, не будут рассматриваться как «шалости» хулиганствующих молодчиков, а будут восприниматься как тревожный сигнал о том, что у нас явные проблемы с патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Кстати, странно и тревожно было читать в газетах, что в Горловке, одном из соседних с нами городов Донбасса, первого января, местные националисты, с разрешения властей города, провели митинг с факельным шествием, посвященный 103 годовщине со дня рождения Степана Бандеры, украинского националиста, в годы войны активно сотрудничавшего с фашистами.

А ведь Горловка, как и другие города области, тоже была разрушена фашистами в годы войны и тысячи жителей Горловки погибли под фашистской пятой.

Так давайте помянем наших земляков, замученных фашистами в дни оккупации, и сделаем всё, чтобы подобные трагедии никогда не происходили на нашей земле, и чтобы память о погибших не канула в лету забвения.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.