Дело в том, что где-где, а на родине министра ЖКХ Анатолия Близнюка – в Краматорске – тема переработки отходов уже с десяток лет представляется в виде затянувшегося и совсем не смешного анекдота. В котором в роли невольных клоунов выступают почти 200 тысяч жителей города, а режиссером всего действа явно выступал именно Анатолий Близнюк с компаньоном, в лице бывшего заместителя мэра Краматорска по ЖКХ Станислава Захарова.
Донецкая область – регион грязный. Мало того, что здесь немыслимо сконцентрированы шахты и промышленные предприятия, здесь еще и очень, очень много народа: более 5 млн. человек. И все эти люди ежедневно, ежечасно производят мусор. Непременным атрибутом каждого города здесь служит гигантская зловонная, дымящая свалка на окраине, с кружащими в небе тучами воронья. Свалки эти – места пропитания, обитания и заработка целых полчищ бомжей. То, что с этими залежами бытовых отходов нужно что-то делать – понятно каждому. Поэтому информация о том, что областью заинтересовался международный проект Tacis, специализирующийся на экологических проблемах, в Донбассе и в отдельно взятом Краматорске была встречена с большим одобрением.
Сначала появилась информация о том, что, при участии Tacis и патронате и контроле со стороны облгосадминистрации, в Краматорске будет построен региональный – для нескольких окружающих городов - мусороперерабатывающий завод. Обещалось бесплатное, за счет Tacis, оборудование, 100 новых рабочих мест и прибыльное производство. Завод почему-то решили разместить в жилой черте Краматорска, в нескольких десятках метров от многоэтажного жилого микрорайона, и местные жители, опасаясь предстоящего нашествия тараканов, крыс и прочей гадости, засыпали все мыслимые инстанции протестными письмами. На которые, естественно, никто не обратил внимания.
Потом выяснилось, что «бесплатность» завода – относительная. Tacis-то перерабатывающие линии предоставит, но за возведение промышленных корпусов и прочего-прочего нужно будет кому-то платить. А это – более 20 млн. гривен. Часть дал областной бюджет, а необходимость как-то изыскивать все остальное в местном бюджете стало круглосуточным кошмаром для тогдашнего мэра Краматорска. Что-то ужали, кого-то обидели, но в итоге – нашли и отдали.
Завод построили, и торжественно, при личном участии губернатора Анатолия Близнюка, запустили. При открытии многие журналисты обратили внимание на тот факт, что оборудование на свежезапущенном заводе, мягко говоря, не новое, а – б/у, и весьма б/у, но им объяснили, что практика, когда Европа благотворительно предоставляет развивающимся странам бывшее в употреблении оборудование – это нормально. Конечно, злые языки болтали, что на разнице между современным оборудованием и привезенном металлоломе кто-то неплохо поживился, но на то и язык дан, чтобы болтать, не так ли?..
Завод остановился практически сразу по окончании праздничной церемонии по его открытию. Весь технологический процесс сводился к тому, что несколько рабочих ВРУЧНУЮ вытаскивали с транспортерной ленты пластиковые бутылки, стекло и бумагу, оборудование от Tacis «жмакало» их в брикеты, а все остальное отправляли в общую кучу, содержимое которой затем увозилось на все те же свалки. В общем, вместо задекларированной и оплаченной благой цели борьбы за экологию стала получаться какая-то фигня. Вывод напрашивался один: чтобы хоть как-то оправдать вбуханные 20 млн. гривен, нужно было изначально организовать раздельный сбор мусора населением.
Реализацию этой почетной миссии поручили заместителю мэра Краматорска по ЖКХ Станиславу Захарову. С губернатором Анатолием Близнюком он был знаком давно и лично: в 90-е, когда тот возглавлял местный металлургический завод (ныне, кстати, почивший в Бозе), Станислав Захаров возглавлял жилищно-коммунальный отдел этого предприятия. Сам же Станислав Захаров, на момент спасения репутации истории с мусороперерабатывающим заводом, уже имел сомнительную славу борца за чистоту. При его личном участии Краматорск заключил солидный по объемам контракт по снабжению города пластиковыми уличными урнами радикально оранжевого цвета, главное достоинство которых заключалось в их готовности сгореть даже от брошенного сигаретного «бычка». Горели урны славно, много и часто. Злые языки снова болтали, что от частой сменяемости урн в Краматорске явно кто-то имеет свою выгоду, но что тут поделать с этими злыми языками! Болтают - и всё тут!..
Станислав Захаров взялся за дело со всей ответственностью. В город снова зачастили представили Tacis, местные власти также наносили им визиты (командировчки, приемчики, ля-ля-ля, о, Франция!!!) В итоге на головы жителей Краматорска сначала обрушилась печатная пропаганда о прогрессивности раздельного сбора мусора в домашних условиях, а затем во дворах многоэтажек стали появляться «покемоны». Так жители Краматорска окрестили 200 специальных разноцветных контейнеров для раздельного сбора мусора: стекло в один, бумагу – в другой, металл – в третий. Их содержимое планировалось отвозить на мусороперерабатывающий (?) завод. Для школьников проводились специальные «экологические» уроки, трещала местная пресса…
А население – дикi люди! – не велось. И на призывы сортировать мусор дома, по трем ведрам, тупо интересовалось: а кто же на этом будет зарабатывать? А пьяная шпана вечерами нашла себе новое развлечение: поджигать «покемонов». Горели они надо сказать, быстро и ярко, не хуже оранжевых урн.
Заммэра Станислав Захаров решил срадикальничать. В многоэтажках стали массово заваривать мусоропроводы. Население в ответ материлось и, за редчайшим сознательным исключением, тупо перло содержимое мусорных ведер в оставшиеся общие баки.
А параллельно под Краматорском развернулось строительство гигантского полигона по сбору твердых бытовых отходов стоимостью в 30 млн. гривен. Сюда, по идее, Краматорск и окрестные города должны были свозить всё, что осталось за бортами «покемонов». Торжественное открытие полигона, при участии Анатолия Близнюка, состоялось 6 октября 2009 года. Под прицелом фото- и телекамер, Анатолий Близнюк толкнул речь про перспективы, экологию и веяния времени. На устланный пластиковой пленкой полигон прибыл первый грузовик с мусором.
Спустя пару недель, суперполигон остался без работы. Окрестным городам возить сюда хлам оказалось слишком дорого. В ЖЭКах Краматорска, узнав о расценках полигона по приему мусора, схватились за головы. А вокруг Краматорска стали расти несанкционированные свалки. Свозить мусор в посадки было куда дешевле.
… В начале ноября 2011 года главврач санэпидстанции Краматорска Василий Гончаренко поднял перед местными властями проблемный вопрос: что делать с «покемонами»? Баки, те, что еще не сгорели, уже много месяцев подряд или стоят наполненные до краев, или же валяются на боку, содержимое их интересует разве что бомжей. Завод по переработке мусора не только стоит, но даже не имеет своего руководства. Бесхозное имущество посреди микрорайонов смердит! Ответа главврач санэпидемстанции так и не получил. Потому что отвечать уже некому.
В конце лета минувшего года вдохновитель областной мусороперерабатывающей идеи Анатолий Близнюк перебрался в Киев, заняв должность министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. С 4 октября того же года бывший заместитель мэра Краматорска по ЖКХ Станислав Захаров стал директором департамента строительства, управления энергоэффективностью при Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. То есть, министерским замом Анатолия Близнюка.
Так что все вопросы по бессмысленной и беспощадной трате бюджетных средств, как вы понимаете, на данном историческом этапе стали бессмысленными. А Краматорск и его жители стали подопытными мышами в большом мусорном эксперименте, давшем чудный материал для кандидатской диссертации на тему «Стратегия формирования индустрии переработки отходов в управлении экокризисными промышленными регионами».