Увиденное и услышанное впечатляет. За короткий срок – всего около года! – КЗТС, по сути, снес целый механосборочный цех, и построил на его месте совершенно новое, не имеющее аналогов в Украине, производство, оснащенное современным станочным парком. И это, тем более, вызывает уважение на фоне совсем недавнего – 2008-го – кризисного года, когда, по признанию генерального директора, завод попал в сложнейшую финансовую ситуацию и потерял очень много ценных специалистов. Сегодня, по словам Николая Разживина, финансовое состояние КЗТС «устойчиво», и завод может себе позволить собственное техническое перевооружение, стремится возродить прежние деловые связи и искать рынки сбыта с предложением новой продукции. Ею стали ветрогенераторные установки.
Представьте себе «трубу» 100-метровой высоты, выполненную из металлического листа толщиной от 15 до 48 мм и общим весом 275 тонн. Внутри – лестница с промежуточными «площадками», по которой будет двигаться лифт, желоба для кабельного оборудования. Это и есть новая продукция КЗТС. Изготовление «трубы» - секционное, фрагментами по нескольку метров, и здесь особое внимание и высочайшие требования предъявляются к качеству сварочных швов.
Так гнут стенки будущей башни
Сварка - дело тонкое
Будущие башни.
Для того чтобы башне дали добро и она простояла гарантийные 50-60 лет без капитального ремонта, требуется высочайшая квалификация сварщиков. Группа этих специалистов КЗТС прошла обучение в Германии, все они по отдельности и производственный участок в целом получили международный сертификат. Завод приобрел специальную, напичканную электроникой, установку для проверки качества. Только так можно выходить с новой продукцией не только на украинский, но и на мировой рынок.
Николай Разживин на участке контроля за качеством.
А рынок – огромен. Ветроэнергетика – дело для Украины сравнительно новое, но, с учетом мировых тенденций, перспективы просматриваются весьма обширные. В начале нынешнего года КЗТС получил заказ на производство 5 башен, в августе к ним добавились еще 10, а план на 2012 год – 40 штук. Для того чтобы справиться с такими заказами без сбоев, на заводе внедрена и проходит «обкатку» электронная система учета, позволяющая контролировать производственный цикл и состояние выполнения конкретного заказа практически в любой момент. Это требует нового уровня мышления от исполнителей, и дается это, по словам Николая Разживина, не просто. Но иначе – никак.
Окончательная сборка башен будет производиться уже на месте их вертикальной установки. Первая из изготовленных, громадные секции которой сейчас ждут отгрузки, скорее всего, отправится в Керчь. Железной дорогой секции перевозить невозможно, поэтому их будут отправлять спецмаршрутами автотранспортом. Зрелище, надо полагать, будет то еще…
"Вход" в башню.
Основание будущего "ветряка".
Нет ли у директора КЗТС опасений, что традиционные участники украинского энергорынка могут начать вставлять «палки в колеса» появившейся альтернативе? Николай Разживин такого развития событий не исключает, но говорит, что готов ко всему: «На войне как на войне». Сейчас же директора интересуют другие моменты. Скажем, листовой металл для производства башен КЗТС приобретает за рубежом, электронную и механическую начинку – тоже. Причина – украинские предприятия неконкурентоспособны и по качеству, и по цене продукции. Металл и комплектующие КЗТС везет из-за границы, а это увеличивает цену башен. «А ведь в Украине есть все возможности для производства конкурентоспособных комплектующих, - сетует генеральный директор КЗТС, - Наладят выпуск – будем ставить на свои башни всё отечественное».
По этим салазкам будет ходить лифт.
Секции первой башни готовы к отправке.
Кроме того, сейчас на КЗТС рассматривают возможность производства еще одной важнейшей части ветрогенераторных установок – лопастей. Здесь – своя технология, новые материалы, особые требования по качеству, но зато в случае реализации проекта, КЗТС сможет предлагать заказчикам более полный пакет предложений. К слову, длина одной такое лопасти – 50 метров!
Солидной продукции - солидная техника для обслуживания.
Гондолы будущих "ветряков" на соседнем участке фирмы "Fuhrlander".
Честно говоря, покидая завод, я поймал себя на давно не испытываемом чувстве гордости за земляков. Может ведь, черт возьми, можем! И учиться, и делать новое, и соответствовать по качеству, и искать рынки сбыта, и находить под эти проекты деньги…
Дай Бог и, как говорится, попутного ветра.