Сигаретная пачка могла стать роковой
В Краматорске филателия заявила о себе в 60-е годы, первый организатор общества коллекционеров Давид Свечков объединил две сотни разных по характеру, профессии и возрасту людей. Какие страсти кипели, какой ажиотаж царил при выходе новой серии марок! Ровно десять лет редеющим сообществом руководит Эдуард Васильевич, называя себя «самым старшим среди коллекционеров севера области».
Все шкафы добротной, дефицитной и модной в 70-е годы «стенки» забиты у него объемистыми кляссерами. С разрешения хозяина я взял один из сборников. Раскрыв, увидел подборку марок, изданных в 40-е годы. Яркие, будто вчера вышли из-под печатного станка...
- Чем лучше сохранилась марка, тем выше ее историческая ценность, - пояснил Сополнов. - У меня они почти все в отличном состоянии. Идут рядом по жизни - с голодного военного детства до Евро-2012.
Будущий филателист появился на свет в феврале печально известного репрессиями 1937 года в семье офицера Краматорского военкомата. В июне 41-го отца перевели в Кривой Рог. Едва семья собрала чемоданы и выехала из города, как началась война. Отец под вой пикирующих стервятников, разбомбивших под Константиновкой воинский эшелон, решил оставить семью в Дружковке, в доме друга-офицера. А сам вместе с ним отправился на фронт.
Едва их приютила семья сослуживца, в город вошли фашисты. В доме стали на постой два солдата из комендатуры. Потянулись долгие месяцы голода, унижений и страха.
- Как ни удивительно, но тяга к коллекционированию во мне проснулась именно при оккупантах, - делится Сополнов. - В семье росла девочка Люся, постарше меня. Мы с ней стали собирать коробки из-под сигарет. Один из фрицев, унтер, дымил нещадно, а второй - поменьше. И мы ждали, когда они выкурят пачки, чтоб забрать пустые. Шустрая Люська накопила больше и хихикала над моей робостью.
Как-то летом 43-го вояки уехали дня на три. Эдик нашел в вещах рядового непочатую пачку, вытряхнул сигареты и стал хвастать: вот какая у меня коробочка красивая...
- Вернувшийся немец рассвирепел, взял меня за шиворот и сказал, чтоб я всё вернул на место. А потом принялся искать пачку. Взял наш чемодан, вывернул, а оттуда вывалилась парадная форма отца - майора Красной Армии, - продолжает Сополнов. - Фриц взял автомат и навел ствол на замершую мать, но унтер его остановил. Бранясь, они вывели нас в сарай и заперли, чтоб утром свести в комендатуру.
Проделав ночью дыру в стене, они бежали. Но когда переходили железную дорогу, их заметил часовой. И выстрелил.
- Пуля сбила меня с ног, - вспоминает коллекционер. - К счастью, она прошла сквозь мягкие ткани. Мама оторвала часть юбки и перевязала меня. Добравшись до окраины, мы упросили какую-то бабку приютить нас. Там и дождались освобождения города. Там же нас нашел вернувшийся с фронта отец.
Как-то почтальон принес им письмо издалека: конверт был усеян марками. Эдик их аккуратно отклеил, и с того момента его душу охватила неутолимая страсть филателиста. В школе нашел единомышленников, они состязались: кто соберет больше, лучше, разнообразнее.
Подводник Эдуард Сополнов.
Потопил крейсер и... спрятал его в альбом
Среди моих знакомых много бывших моряков. Все они отслужили срочную на одном из флотов: Северном, Балтийском, Тихоокеанском или Черноморском. Но начать службу на одном, а завершить на другом - для матроса дело немыслимое. А вот нашего героя судьба забросила из солнечного Крыма в обледеневшие бухты Заполярья.
- В июне 55-го я окончил десятилетку, а осенью был призван на службу. Мечтал о море и очень обрадовался, когда офицер военкомата объявил мне: «В подводный флот, на пять лет».
В качестве торпедного электрика он стал служить на дизельной подлодке 613 проекта в Севастополе. Рука об руку с командиром потопили в торпедных атаках десятки суден, списанных в качестве условного вражеского корабля для подводников.
- Кнопку «Пуск» по команде «бати» нажимал именно я, когда утопили старый крейсер «Красный Крым». За точность меня поощрили 15-суточным отпуском. Позже я с трудом купил марку с этим ветераном, - показывает он. - А его имя присвоили эсминцу 61-го проекта.
В 58-м их экипаж отправили в Горький за новой подлодкой. А на свою базу уже не вернулись: приказом главкома ВМФ их зачислили в состав Северного флота.
Домой моряк прибыл осенью 60-го, поступил на работу к отцу - на машзавод. Затем - комсомольская работа, учеба в Высшей партшколе при ЦК КПСС, карьера партработника в Магадане, многолетнее руководство ДК им. Пушкина в Краматорске.
- Я по-прежнему в курсе новинок, - уверяет он. - Как и ожидалось, «Укрпочта» выпустила несколько блоков, приурочив их к Евро-2012. Вот первая сцепка марок (их четыре), посвященная стадионам: «Олимпийский» в Киеве, «Донбасс Арена» в нашем областном центре, «Металлист» в Харькове и «Арена-Львов». А вторая демонстрирует города, где встречались сборные. Жаль, что цена на полный карт-блок (16 штук) высока - 76 гривен. Властям надо бы пересмотреть ценовую политику, сделав марки доступнее юным коллекционерам. Эта мера сразу оживит интерес молодежи к филателии.
Второго такого собрания нет
- Куда бы судьба ни забрасывала нашего сотрудника, страсть филателиста его не оставляла ни на минуту, - сообщила «Донбассу» начальник краматорского узла связи Людмила НАРОЖНАЯ. - У него собраны полные комплекты отлично сохранившихся марок по разным тематикам: военная тема и послевоенное строительство, военно-морская подборка и вся жизнь огромной страны: метрострой, полет Гагарина, Днепрогэс, плеяда деятелей культуры и искусства, достижения в спорте и многое-многое другое. Есть у него в подборке и уникальный конверт с автографами космонавтов, погашенный на борту космической станции «Мир».
- Всё, что у меня скопилось, я передам родному Донбассу, - заявил филателист. - Ведь второй такой подборки уникальных марок в нашей стране просто не существует. Я лично знаком со всеми коллегами в Украине, и знаю, чем они обладают...
Сергей Маринцев. Фото автора