В чем проблема?
Меланж - это смесь серной и азотной кислот, с большой концентрацией последней - до 90%. Он обеспечивает реакцию, необходимую для старта ракеты. Попадание меланжа в открытое пространство представляет серьезную угрозу.
"Прямой контакт с меланжем или вдыхание паров азотной кислоты приведет к сильным ожогам кожи, слизистых оболочек, дыхательной системы (легочный отек) и глаз". Это слова из отчета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Документ, копию которого получило "Свiдомо", специально посвящен украинскому меланжу. Почему ОБСЕ им заинтересовалась?
Потому что один из шести разбросанных по всей Украине складов, где хранят меланж, - совсем рядом с европейской границей. От Радехова на Львовщине до Евросоюза - 60 километров. А именно в Радехове в военной части А1642 хранится 3,3 тысячи тонн боевого вещества. В Ценжеве (Ивано-Франковщина), в части А2989 - 2,3 тысячи тонн. В Калиновке (Винниччина), в военной части А2783 - 1 тысяча тонн. В Белой Церкви (Киевщина), в части А2791 - 1,5 тыс. тонн. В Любашевке (Одещина), в военной части А3516 - 3,2 тысячи тонн. И в Шевченково (Харьковщина), в части А2136 - 4,8 тысячи тонн.
И с каждым днем опасность от этих складов возрастает. Смесь двух кислот разъедает стенки цистерн. Новые не производятся: нет денег. А старые цистерны по обыкновению лежат под открытым небом. Если произойдет утечка, действие вещества будет немедленным.
Еще в 2005 году, обследовав все точки хранения меланжа, специальная комиссия ОБСЕ сделала следующий вывод: "Очевидна возрастающая угроза экологической катастрофы, которая приведет к человеческим жертвам, а потому необходима скорейшая (не позднее чем через 3-4 года) утилизация меланжа на месте или его вывоз".
То есть отведенное тогда время уже исчерпано.
Что надо делать?
Поскольку Украина больше не производит ракет, есть лишь один выход: - меланж надо утилизировать. Но годами деньги на это тоже не выделялись. В 2003 году Украина обратилась за помощью к ОБСЕ. Эта организация уже помогала уничтожить меланж Азербайджану, Казахстану, Армении и Грузии.
Годы оценок, переговоров и отбора компаний, которые будут утилизировать меланж, закончились подписанным на прошлой неделе контрактом. На тендере из американских, украинских, польских и немецких претендентов ОБСЕ выбрала русских. Научно-производственную фирму "Техноазот" (Москва), федеральное казенное предприятие "Завод им. Я. М. Свердлова" (Нижегородская область) и федеральное казенное предприятие "Бийский олеумный завод" (Алтай).
За 5 млн. евро от ОБСЕ эти компании по железной дороге вывезут из Украины 3 168 тонн меланжа. Будут вывозить из Ценжева на Франковщине и Калиновки на Винниччине, где меланжа после этого не должно быть. (Эти места Минобороны считает самыми опасными, в частности и потому, что они рядом с населенными пунктами). Вывоз начнется в ноябре этого года и должен занять 12 месяцев.
Безусловно, это хорошая новость. Но даже когда пойдут первые эшелоны, опасность не уменьшиться. Напротив, есть свидетельства, что она возрастет.
Вся проблема в решении везти меланж по железной дороге.
Что может произойти на железной дороге?
"Причиной транспортного инцидента стало нарушение правил перевозки опасного груза и отклонений в содержании подвижного состава владельцем". Это цитата из результатов украинской экспертизы известной всем аварии с желтым фосфором под Ожидовом на Львовщине. Согласно этому документу, в цистернах с фосфором было недостаточно воды, и почти все они имели неисправные предупредительные клапаны.
В 2005 году ОБСЕ констатировала, что в Украине есть лишь девять цистерн, пригодных для транспортировки меланжа. Для перевозки трех тысяч тонн меланжа нужно приблизительно 50 цистерн.
Мы запросили в "Укрзализныце" данные о количестве и состоянии необходимых для такого груза цистерн. Вот ответ: "Условия перевозки кислоты азотной красной дымящейся (меланжа) установлены "Правилами перевозки опасных грузов по железным дорогам", согласно которым груз перевозится в собственных специализированных цистернах. Собственные специализированные цистерны на общую сеть железных дорог допускаются только технически исправными, периодически проходят текущий и капитальный виды ремонтов, о чем на котле цистерны проставляются соответствующие трафареты".
"Да не переживайте!", - сказал нам заместитель генерального директора ЗАО "Техноазот" Владимир Арутюнян. "Мы уже 50 лет возим меланж по территории бывших советских стран. Это самый безопасный способ".
Но ведь известны по крайней мере две аварии с меланжем во время транспортировки по железной дороге в России. За последние шесть лет. В 2006-м авария случилась на подъезде к Дзержинску Нижегородской области, где и будут утилизировать наш меланж. Шесть лет назад - в городе Чулым Новосибирской области. Тогда пришлось эвакуировать 13-тысячный город. В одной из цистерн с меланжем, которую перевозил грузовой поезд, обнаружилось три пробоины. На тот момент из нее вытекло около тонны вещества. Российская пресса писала, что причиной утечки были очень старые цистерны, которые просто не выдержали дороги.
Почему ОБСЕ выбрал именно железную дорогу?
Был вариант утилизации на месте с помощью стационарной установки, которую подвозили к складам. Его предлагало украинское государственное предприятие "Укроборонлизинг". "Этот метод безопаснее, но дороже. Поэтому выиграли россияне", - объясняет генеральный директор "Укроборонлизинга" Анна Левковская.
Не выделяя деньги на собственную безопасность, правительство вынуждено мириться с выбором ОБСЕ. После подписания контракта "Свiдомо" спросило у генсека организации, как будет гарантироваться безопасность выбранного пути. Вот что ответил господин Марк Перрен де Бришамбо:
"Мы приняли все меры безопасности. Компании, которые были выбраны для этого проекта, уже утилизировали 70 тысяч тонн меланжа. Исследования наших независимых экспертов показали, что транспортировка по железной дороге - это оптимальный для нас путь. Риски будут минимальные".
А что с остальными складами? Ведь даже после полной утилизации винницкого и франковского меланжа уничтожено будет меньше пятой части от всего объема опасного вещества. Остальные склады будут ждать, чем это закончится. Решение о вывозе меланжа из них ОБСЕ будет принимать позже. Все это время опасность будет увеличиваться. Ведь стенки цистерн становятся тоньше с каждым днем.
Что будет означать авария поезда с меланжем при перевозке?
По нашей просьбе ситуацию смоделировал директор Сумского государственного исследовательского института минеральных удобрений и пигментов Сергей Вакал:
"Попадание меланжа на осмоленные шпалы спустя несколько минут приведет к их возгоранию. Гашение огня на объектах с меланжем осложнено, так как кислород для горения выделяется из самого меланжа. В почве, залитой окислителем, практически полностью уничтожаются как высшие, так и низшие формы жизни. Население надо срочно эвакуировать из зоны поражения".
Собственно, сама ОБСЕ так описывала опасности в своем отчете: "Прямую угрозу здоровью населения будет представлять токсичное облако, которое образуется в результате разрыва одного или нескольких резервуаров и реакции меланжа с водой и другими несовместимыми веществами или материалами. Согласно расчетам, для резервуара объемом 100 кубических метров площадь полного поражения будет иметь радиус 2 км, а опасная зона - радиус 25 км. Кроме этого, ветер может переместить облако меланжа на расстояние до 80 км".
Точный маршрут перевозки меланжа в Россию не разглашается. Но, учитывая нашу историю с фосфором и русские аварии с меланжем, - мы все заинтересованы, чтобы этот поезд обошел наш город.
Что такое меланж и чем он опасен
Меланж - это смесь серной и азотной кислот, с большой концентрацией последней - до 90%. Он обеспечивает реакцию, необходимую для старта ракеты. Попадание меланжа в открытое пространство представляет серьезную угрозу.
"Прямой контакт с меланжем или вдыхание паров азотной кислоты приведет к сильным ожогам кожи, слизистых оболочек, дыхательной системы (легочный отек) и глаз
Цифра
За 5 млн. евро из Украины вывезут 3 168 тонн меланжа.
С каждым днем опасность возрастает. Смесь двух кислот разъедает стенки цистерн. Новые не производятся: нет денег, а старые лежат под открытым небом.
Автор Анна Бабинец, бюро журналистских расследований "Свiдомо", для "Восточного проекта"