Новые тарифы на отопление для предпринимателей могут окончательно угробить малый бизнес города.
Новые тарифы на отопление для предпринимателей могут окончательно угробить малый бизнес города.
В начале декабря краматорских предпринимателей ожидал один очень неприятный сюрприз: получив счета на оплату ноябрьского отопления, они обнаружили там сумму почти в 2 раза больше привычной. Оказывается, что городские власти подложили местному бизнесу очередного поросенка: с начала этого отопительного сезона начали действовать новые тарифы на услуги отопления.
Нужно сказать, что неприятное для бизнеса решение краматорский исполком принял еще в конце апреля. Тогда расслабленные солнышком и близкими отпусками, предприниматели принятия этого решения просто не заметили. Обсуждение этого вопроса в городском исполкоме выдалось необычно эмоциональным. Аргументируя повышение, тепловики поведали, что в последний раз тарифы корректировались в марте 2008 года. С тех пор электроэнергия подорожала на 42%, зарплата выросла на 22%, стоимость воды - на 20%. Однако главным толчком к подорожанию тепла стал рост стоимости газа с 1282 гривен, до 2570 гривен. А поскольку газ составляет 68% в себестоимости тепла, исполкому было предложено повысить тарифы на тепло в 1,7 раза.
Любопытно, что категорически против повышения тарифов выступила глава городской налоговой инспекции Людмила Санжура и заместитель руководителя НКМЗ Евгений Савенко. По словам Людмилы Санжуры, повышать тарифы для бюджетников посреди бюджетного года неправильно, поскольку деньги на дополнительные расходы должны быть заложены при формировании бюджета. А вот Евгений Савенко обратил внимание на то, что от новых тарифов пострадает не только малый бизнес и бюджет, но и промышленные предприятия, в особенности те, на балансе которых есть большие объекты, вроде дворцов культуры или стадионов. Но исполком к этим мнениям не прислушался и утвердил подорожание ГКалориии с 388 гривен до 650 (и это без учета НДС). А если к этой цифре прибавить 20% налога на добавленную стоимость, получатся те самые 780 гривен, которые предприниматели и увидели в счетах за ноябрь.
Строго говоря, тарифная политика нашей страны - не более чем лицемерие и попытка позаигрывать с избирателями на всех уровнях. Хотя на самом деле все тарифные перекосы, которые заставляют бизнес платить за коммунальные услуги больше, чем «гражданское население», не более чем перекладывания денег из одного кармана пиджака в другой. В конечном итоге по новым тарифам заплатит «пересічний» украинец - конечный потребитель благ, которые производятся и в цехах промышленных гигантов, и в маленьких мастерских на окраинах городов.
Единственная разница заключается в том, что владельцы заводов и пароходов могут выждать время и компенсировать новые тарифы постепенно, а у владельца маленькой парикмахерской только 2 выхода: или поднять стоимость стрижки завтра (а лучше вчера), или же просто закрыться.
Но власть на всех уровнях этого просто не желает понять и продолжает строить тарифные пирамиды, которые по всем законам жанра должны рано или поздно рухнуть. Как это происходит, краматорчане могли почувствовать на своем кармане. Долгие годы город жил по очень комфортным тарифам на водоснабжение. Мало кто знает, что низкие тарифы на воду и стоки для жителей города держались исключительно благодаря дотированию промышленных предприятий, для которых вода (а особенно сброс нечистот) были просто золотыми. Благодаря этому, жители платили за воду сущие копейки, а водоканал жил припеваючи, наплевав на состояние своих дряхлеющих сетей.
Правда, так продолжалось недолго. Главному источнику промышленных стоков НКМЗ надоело платить за услуги водоканала втридорога, и, потратив миллионы, предприятие построило собственные суперсовременные очистные и послало водоканал куда подальше вместе с его принципиальным руководством. Пирамида рухнула, и скрепя сердце исполком таки повысил в несколько раз тарифы на воду для населения. В результате этого и появился тот самый живучий миф о том, что в Краматорске «самая дорогая вода в Украине».
Но что самое неприятное, никто не извлек уроков из этой истории. Вслед за водяной пирамидой в городе строится тепловая. И как она рухнет, предположить несложно: максимальное количество предпринимателей уйдет на автономное отопление, еще больше уйдут в тень или будут экономить (как правило, на зарплатах сотрудников), а крупные предприятия, вроде НКМЗ, просто «сбросят» свою соцсферу, которую обогреть дороже, чем построить заново, на плечи города. А это новая нагрузка на бюджет, который наполнять нечем из-за того, что бизнес уходит в тень. Круг замкнулся.
По словам заместителя краматорского городского головы Станислава Захарова, город и не повышал бы тарифы, если бы правительство не повысило цены на газ. «С 1 января 2009 года газ подорожал почти в 2 раза до цены 2640 гривен за тысячу кубометров. Причем эти тарифы были введены задним числом - решение о новых ценах было принято только в начале февраля. Фактически правительство уравняло школы и маленькие предприятия с промышленными гигантами», - рассказывает Станислав Захаров. С учетом того, что утверждение новых тарифов растянулось на 3 месяца, предприятия фактически всю первую половину 2009 года работали себе в убыток. Вообще, чисто теоретически город мог и не поднимать тарифы, но тогда пришлось бы давать тепловикам дотации из местного бюджета. «Перед исполкомом стояла бы непростая задача – отобрать деньги у учителей и врачей и отдать их тепловикам. На это мы пойти просто не могли», - отметил Станислав Григорьевич.
Хотя на самом деле власти могли если уж не оставить тарифы прежними, то хотя бы минимизировать их рост. Дело в том, что генерацией тепла в городе занимается 3 предприятия. Два из них работают на газу, а одно - на угле. Благодаря тому, что «Краматорсктеплоэнерго» перешло на уголь, стоимость его несколько ниже, чем у остальных. По словам руководителя «Краматорсктеплоэнерго» Игоря Кудрявцева, на момент принятия тарифов предприятие имело возможность предложить потребителям цену на 20% ниже, чем конкуренты.
В этих условиях выходом могло быть создание в городе отдельной структуры, которая приобретала тепло у производителей, а потом поставляла бы его потребителям по усредненной цене. По словам Станислава Захарова, такой выход из ситуации вполне возможен. Но скорее всего произойдет это на несколько другом уровне: в город придет инвестор, который будет заниматься сетями и коммунальными котельными, а тепло у ТЭЦ будет покупаться для поставки потребителям. По этой схеме уже пошли страны Прибалтики и восточной Европы.
Андрей Романенко
Прим. В. Зыкова. Об этом я писал ещё в феврале. В том числе и об обещаниях городских властей и инвесторов. Читайте на эту тему:
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.