Воевать он начал лишь в 1944 году. До этого момента Василий Нюрговский учился летать: сначала в аэроклубе, потом – в Одесском лётном училище. При отступлении наших войск курсантов сначала перевели в Сталинград, где их готовили к защите города, потом училище перебазировали во Фрунзе. После окончания курса молодых пилотов направили в Новосибирск, в полк боевой подготовки – учить воздушному бою. А потом – Москва, получение боевых машин и перелёт на запад, в 172-й истребительный полк.
Воевал Василий Васильевич умело и отважно, успел сбить два Фокке-Вульфа-190 и один Мессершмитт-109. Не единожды сбивали и его. После одной из вынужденных посадок на лесную просеку он получил серьёзную травму ноги – раздробил голень — и после долгого лечения лишь по счастливому случаю остался в авиации.
После окончания войны Василий Нюрговский получил предложение воевать в Корее, принял его, но туда так и не попал – пришлось ехать в Китай, обучать тамошних лётчиков. Кстати, китайцев Василий Васильевич и сегодня вспоминает по-доброму и хвалит их настойчивость, дисциплину и умение летать.
Общее количество освоенных типов самолётов Василий Васильевич уже и не вспомнит, но сами аппараты помнит очень хорошо. Ему пришлось полетать на Як-7, Як-9 и Як-3, на американских «аэрокобрах» и «кингкобрах», на реактивных Як-15 и Як-17, на МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 и на многих других славных машинах. Замечательная и яркая лётная жизнь!
Кстати, в военной биографии Василия Васильевича был один очень незаурядный случай. В немецком городе Темплине располагалась одна из многочисленных резиденций Германа Геринга. И вышло так, что наши лётчики обнаружили там практически нетронутый винный погреб, принадлежащий асу Первой Мировой. Ребята долго не думали – вино было использовано по назначению вплоть до последней бутылки. Вот и вышло, что Геринг невольно сберёг изысканнейшие вина для своих коллег, врагов и победителей.
Валентин Танский