Он был один на всех - День Победы. Такой разный и такой одинаковый - все кончилось, и теперь не надо страдать и убивать людей. Об этом никто не говорит, за это давали ордена, но приходилось. Это страшно, но это была необходимость, продиктованная войной.
Коренная краматорчанка Анна Нечепуренко за всю войну не сделала ни одного выстрела, но это ничуть не умаляет ее вклад в великое дело победы над фашизмом. Она служила в железнодорожных войсках, и без восстановления мостов, путепроводов было просто невозможным продвижение фронта на запад. Были бомбежки и переправы, но ей так и не пришлось применить табельное оружие. Кстати, во время переправы через Днепр она надеялась встретить своего отца. Они с боями двигались навстречу друг другу, но не свиделись. Ее отец до сих пор лежит в братской могиле села под Запорожьем. Не хватило десятка километров и всей жизни...
Анне было чуть более 20 лет. Как и ее отец, она сама пришла в военкомат сразу же после освобождения Краматорска. Возраст уже почти позволял служить в действующей армии. Ну, а судьба или юность, или то и другое, определили ее в железнодорожные войска. Были и бомбежки, и переправы под пулеметным огнем и бесконечными взрывами мин, но все это воспринималось по поговорке: «Чему быть, - того не миновать!» По - настоящему Анна испугалась за всю войну всего лишь раз. Это было уже в Латвии, во время сравнительно спокойной жизни на хуторе, где у нее была своя комната и стакан теплого молока по утрам. Как - то ночью она услышала приглушенный говорок под своим окном и, выглянув, заметила темную плечистую тень рядом с белой ночнушкой хозяйки. Ей говорили, что сын этой приветливой женщины находится среди «лесных братьев», якобы отстаивавших «национальную независимость», но вот так, вблизи... Она заперла, чем смогла, двери своей комнатушки, слышала сердитый говорок «братка» у порога и умоляющий тон голоса хозяйки. Утром, сквозь слезы, она уговаривала Анну никому не рассказывать о случившемся. До Победы оставалось немногим более двух недель.
Что интересно, день Победы Анны Нечепуренко тоже тесно связан с железной дорогой. Их штаб внезапно из Молдавии перебросили в Латвию и там ей, «воину - железнодорожнику, отличному восстановителю стальных магистралей», как написано в грамоте Верховного главнокомандующего, дали отпуск на 10 дней. Путешествие по освобожденной территории не доставило особых хлопот. А уже в Москве, утром, всех военнослужащих в вагоне, державших путь на Донбасс, разбудили звуки музыки оркестра и крики «ура!». Это было 9 мая 1945 года.
Возвратилась Анна Николаевна после войны в родной Краматорск, на Ясногорку, где ее, несмотря на юный возраст, сразу назначили заведующей почтовым отделением. С этого старта сложилась и вся ее дальнейшая ее судьба, связанная с доставкой корреспонденции и посылок. Менялись лишь должности по - возрастающей. Дочь и внучка - тоже связисты.
Совсем скоро Анне Нечепуренко исполнится 85 лет, и трудно представить, что прошедшие годы не стерли память о страшной третьей мировой. Все помнится ветеранам, и было как будто вчера. Может быть, часть их так и осталась «там». До Победы, ради которой убивали они и убивали их. Теперь их становится все меньше и тем они дороже - живая связь между великим прошлым и настоящим, ценность которого определит время.
Владимир Титов