Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Мир

Добыча сланцевой нефти в США — сверх ожиданий. Как ни странно, это нам в плюс. Александр Собко

Источник: "ОДНАКО"

Около полугода назад мы уже обсуждали динамику добычи нефти в США и влияние на нее сланцевой нефти. Тогда темпы роста сланцевой (и, соответственно суммарной) добычи нефти в США значительно опережали прогнозы американского Минэнерго (EIA).

При этом, согласно оценкам той же EIA, добыча сланцевой нефти (точнее — нефти плотных пород, но в дальнейшем мы будем оперировать более распространенным термином «сланцевая нефть») ограничена возможностями месторождений, а значит, со временем должна снижаться. Пик добычи EIA прогнозировала на 2020 год. Совсем недавно эти же оценки подтвердило в своем прогнозе и Мировое энергетическое агентство (МЭА). Напомним, что рост производства сланцевой нефти в США связан с небольшим количеством месторождений, главные из которых — техасский Eagle Ford, и северодакотский Bakken.

Но уже тогда возникал вопрос. Что означало это опережение прогнозных показателей? Вариантов может быть несколько:

1) Опережение прогнозов связано со слишком стремительным бурением, в результате чего прогнозные пиковые показатели будет достигнуты раньше 2020 года, после чего начнется снижение.

2) Пик добычи по-прежнему придется на 2020 год, но абсолютные объемы нефти окажутся выше запланированных.

3) Нас ждет более длительный (по сравнению с 2020 годом) период роста сланцевой добычи в США, соответственно выше окажутся и объемы.

Что изменилось за эти полгода?

Во-первых, уже сейчас суммарная добыча нефти в США (сланцевая плюс традиционная) составляет 7,9 млн баррелей в день, что уже больше прогнозируемого ранее максимума в 7,5 млн баррелей в день. И замедления темпов роста пока не видно. Правда, 7,5 млн баррелей — это базовый сценарий, при благоприятном развитии событий EIA ожидает выход на 10 млн баррелей к 2020 году. Случится ли это?

Во многом это будет зависеть именно от поведения Eagle Ford и Bakken. С первым разберемся в другой раз, так что пока — Bakken. Это месторождение интересно рассматривать в качестве модельного еще и потому, что оно в значительной степени уже разбурено. Более того, когда в июне мы обсуждали поведение добычи на Bakken, создавалось впечатление, что добыча выходит на стадию насыщения, т.к. темпы роста стали резко замедляться (отмечено на графике стрелкой).

Но вскоре рост продолжился. И если по базовому прогнозу EIA на Bakken планировалось на максимуме (который наступит к 2020 году) добывать 0,94 млн баррелей в день, то сейчас EIA видит здесь около 1 млн баррелей в день уже к декабрю этого года.

По наиболее надежным данным, которые предоставляет сайт правительства Северной Дакоты, в сентябре здесь уже добывалось 867 тыс. баррелей в день. Следует также участь, что на графике приведена добыча только в Северной Дакоте (здесь — основная часть месторождения). Но несколько процентов добычи на Bakken приходятся на соседний штат Монтана.

Так или иначе, уже не стоит вопрос, достигнет ли добыча на Bakken уровня 1 млн баррелей в день. Смелые прогнозы рисуют и 2 млн баррелей. И уж точно — 1,3 млн баррелей в день.

Чтобы понять, будет ли этот успех в реальности, нужно разобраться, чем обусловлен текущий рост. К сожалению, это не так просто. Ограничений у сланцевой добычи как минимум две.

1) Даже в идеальном случае из-за быстрого падения дебитов (производительности) скважин при фиксированном объеме бурения добыча автоматически выходит на плато, об этом говорит просто математика. Поэтому, чтобы наращивать объём добычи, необходимо наращивать темпы бурения.

2) Дополнительно путает ситуацию то, что не все участки на месторождении равноценны по качеству. И тут могут быть отклонения в обе стороны. С одной стороны, сначала разрабатываются лучшие участки. С другой стороны, развитие технологий может улучшить возможности по извлечению нефти.

Соответственно, реальный рост или падение добычи, как правило, это суперпозиция обоих факторов — интенсивности бурения и качества участков. Если мы посмотрим на график численности де йствующих скважин, то увидим, что темпы роста оставались всё последнее время примерно на одном уровне.

К сожалению, эта информация мало о чём говорит. Ведь прирост числа скважин тут равен подключению новых скважин за вычетом закрытых, а их число неизвестно. Но ясно, что в последнее время произошла интенсификация темпов бурения, что в первую очередь связано с развитием кустового бурения, когда с небольшого участка бурится до 8-10 горизонтальных скважин. Это позволяет сэкономить на обустройстве площадки и, соответственно, увеличить скорость работ. Поэтому темпы бурения растут даже несмотря на снижение числа буровых установок на месторождении.

Прогнозировать все эти процессы объективно сложно. И американское Минэнерго ошиблось в своем обзоре, который вышел всего за полгода до нынешнего «второго дыхания» Bakken.

Тем не менее — особых проблем с нефтяными ценами, как представляется, не возникнет. Даже те прогнозы, которые предполагают быстрый рост сланцевой добычи, — если и ожидают снижения нефтяных котировок, то незначительного.

В то же время есть для нас и реальный позитив. Стремительный рост добычи нефти создаёт для Соединенных Штатов уверенность в будущей нефтяной независимости, что, в частности, отражается и на взаимоотношениях США с ближневосточными монархиями. Которые, как известно, последнее время несколько ухудшились. Что, в свою очередь, вынуждает эти страны как минимум проводить более осмотрительную политику в регионе, а как максимум — искать новых союзников.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.