Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Политика

Галина Акимова. Уроки Греции для Украины: путевые заметки

Источник: "Версии"

Греция имеет все, о чем мечтают украинские евроинтеграторы: членство в ЕС, членство в НАТО, сотни миллиардов евро кредитами от ЕС, иностранных инвесторов, которые скупили все ценное, включая легендарную Metaxa.

Но принес ли Евросоюз счастье православным грекам? Почему они потеряли судостроение и вырубили виноградники? Чего добиваются бесконечными забастовками? Чтобы ответить на эти вопросы, мы отправились не на курортные острова, а в окрестности Афин, где живут и работают простые люди.

Предисловие о граблях

История экономического краха Греции крайне поучительна для нас, поскольку мы идем по той же тропинке и наступаем на те же грабли. По сути, это грустная повесть о том, как более слабую и менее конкурентную систему национального производства задавили мощные соседи под благовидным предлогом “евростандартизации”.

Греция стала членом даже не ЕС, а еще ЕЭС (Европейское экономическое сообщество) 1 января 1981 года. Основатели клуба образца 1957 года – Западная Германия, Франция, Италия, Голландия, Бельгия и Люксембург, а также примкнувшие позднее Великобритания, Дания, Испания, Ирландия и Португалия открыли дверь для “колыбели цивилизации” по политическим, а не экономическим мотивам. Одним из них было поощрение демократии в стране, только что свергнувшей диктатуру “черных полковников” (чуть было по привычке не написала “антинародного режима Януковича”).

Для Греции данный шаг расценивался как защита от возможного военного конфликта с Турцией (учитывая их исторически непростые отношения) и способ решения кипрского вопроса. Но годы шли. Кипрский вопрос не решался и не решен до сих пор. “Голубые каски” ООН стоят там 55-й год. Да-да, я не ошибаюсь, с 1964-го. И выводить их, похоже, не собираются.

А главное внимание старших европейских братьев обратилось к экономической системе Греции. Все здравомыслящие экономисты уже признали, что предпосылками к долговому кризису Греции стали реформы, которые в конце 80-х – начале 90-х проводились по требованию ЕС.

Убийственные еврореформы

Поскольку Восточная Европа на тот момент еще находилась под патронатом СССР, Греция стала первым экспериментальным полигоном преобразования под унифицированные стандарты Евросоюза.

С одной стороны, Западная Европа давала ей деньги (преимущественно в кредит) на развитие инфраструктуры. Строились дороги, порты, паромные переправы, системы водоснабжения, новые станции метро, красивые набережные, развивалась туристическая отрасль на островах.

С другой стороны, уничтожалась промышленность, которая позволяла грекам зарабатывать на жизнь не только историческим прошлым и оливковым маслом. До вступления в ЕС в Греции было достаточно развитое сельское хозяйство, виноделие, легкая промышленность и судостроение. Но Европейский Союз установил квоты, чтобы избежать перепроизводства мяса, молока, персиков, апельсинов, оливкового масла, сахара. Квоты ограничивали возможности экспорта этой продукции в Евросоюз. А экспортировать излишки за его пределы также исключалось, поскольку существовало условие, что половина экспорта должна идти внутрь ЕС.

Не знаю, что означают эти слова на заборе закрытой фабрики, но они точно характеризуют реформы Евросоюза для Греции

Такими требованиями постепенно было убито хлопководство, которое при производстве в 1,3 млн. тонн хлопка в год получило квоту лишь на 782 тыс. тонн. Следом умерла сахарная промышленность и большей частью овощеводство. Если до вхождения в ЕС у Греции был положительный баланс внешней торговли по сельхозпродуктам, то сейчас полки местных супермаркетов забиты европейским импортом. Из своего лишь фета, масло, йогурты и вино.

Виноградники, вырубленные “во благо”

С вином отдельная история. Все мы помним, как во время горбачевской “антиалкогольной кампании” в Крыму и Молдавии вырубили виноградники. Подобная участь постигла и греческое виноделие.

Греческие вина не вписывались в стандарты Евросоюза по содержанию сульфитов, калия, магния и смол (чем славилась греческая рецина). Для улучшения их качества требовались большие дотации. Но по нормам ЕС государство не имеет права поддерживать отдельно взятого производителя и субсидировать модернизацию производства. Оно может помочь только в трех случаях: в программах защиты природы, в инновационных программах и для... закрытия предприятий.

Поэтому в Греции началось массовое вырубание “нестандартных” виноградников. За каждую вырубленную стрему (десять соток) крестьянам платили по 720 евро, которые должны были пойти на перепрофилирование сельхозхозяйства, но в сущности были "проедены".

Сейчас греческие вина дороже испанских и итальянских, в том числе из-за высоких налогов, и, честно скажем, уступают им по качеству. Конкуренцию они однозначно проиграли. Виноделие держится на патриотизме жителей и любопытстве таких туристов-дегустаторов, как мы.

Хлеб, вино, сыр и йогурт – пища простых гостеприимных греков

Крайне болезненная для местных тема – судьба Metaxa. Мало кто знает, что легендарный греческий бренди теперь принадлежит... британской фирме Grand Metropolitan. Патриотично настроенные греки предпочитают метаксе местную анисовую водку узо – весьма специфический продукт на любителя. А тем, кто любит “сладенькое”, рекомендуют настойку на мастиковом дереве, которая так и называется – мастика.

Оливковое масло и ликер мастика – национальная гордость Греции

И корабль не плывет...

Не только сельское хозяйство не выдержало требований Евросоюза. В стране не осталось ни одной трикотажной фабрики, хотя прежде их число измерялось сотнями. Директивы ЕС привели к сокращению рыбной ловли – сейчас этим занимаются отдельные рыбацкие суденышки, а не современные флотилии.

Самая болезненная утрата для страны – судостроение. Раньше в Греции одной из бюджетообразующих отраслей были судоверфи. В год здесь строилось несколько сотен яхт, рыболовных судов и кораблей. Но за первые 20 лет членства в ЕС большая часть судостроительных предприятий закрылись. Как сетуют сами греки, не потому что суда дешевле строить в Германии, а потому что Греции не давали отстоять свои интересы в конкурентной борьбе.

Всем казалось более выгодным дать грекам денег в кредит, чтобы они закупили гигантские паромы у немцев. А теперь за долги правительство вынуждено продавать последний не приватизированный крупнейший порт – Пирей. Говорят, что к нему присматриваются вездесущие китайцы.

Упадок судостроения оказался связан и с упадком морских перевозок. В 50-60-е гг. крупнейшим в мире судовладельцем был греческий миллиардер Аристотель Онасис, женившийся на вдове президента США Жаклин Кеннеди. В 1950-е годы он начал первым строить супертанкеры и создал флот из них и грузовых кораблей большего размера, чем флоты многих стран. Сейчас от империи Онасиса не осталось и следа. ЕС решил, что порты грекам следует распродать, а от прибыльных морских перевозок отказаться.

Рыбацкие лодочки – остатки греческого судостроения возле причала в городке Лутраки

Крестьяне протестуют, инвесторы наступают

Нельзя сказать, что европейские реформы греки “проглатывали” без сопротивления. Самые большие волны протеста были подняты “винной” и “хлопковой” реформами. Крестьяне перекрывали тракторами новые (платные) дороги и назло правительству засевали все поля запрещенными культурами.

Но ЕС применил какой-то свой циркуляр, которым обязал Афины облагать непокорных крестьян штрафами, превышавшими вырученные за сверхплановый хлопок средства. Правительство покорно согласилось, и за 3-4 года абсолютное большинство мелких и средних хозяйств обанкротились.

Соглашаясь играть по европейским правилам, греки перешли с самообеспечения страны продуктами питания и многими товарами на импорт, под который приходилось брать товарные и прочие кредиты. А взамен они могли предложить мировому рынку... свою историю, оливковое масло и курорты. Превратившись в государство с доминирующей сферой услуг, Греция окончательно лишилась шанса выбраться из долгов.

Не помогла даже приватизация всего и вся. Иностранный капитал скупил наиболее привлекательные активы: телекоммуникационные компании, предприятия пищевой промышленности и стройиндустрии. Всего было приватизировано 700 национальных компаний. И только 27 из них – до 2000 года. Остальные – после начала долгового кризиса. Дошло до того, что доля государства в Центробанке снизилась до 33%.

И грянул гром...

Для европейских бюрократов до сих пор остается загадкой, каким образом греки умудрились получить столько кредитов от ЕС – 340 млрд. евро. Официальная версия заключается в том, что хитрые потомки Эллады фальсифицировали (существенно занижали) реальный дефицит бюджета – до требуемых 3% и под это дело брали все новые и новые займы. А “слепые и наивные” европейские бюрократы ничего не замечали и были невероятно щедры.

Неофициальная трактовка долговых процессов сводится к тому, что между властью Греции и руководством Евросоюза существовал негласный сговор. Греции сначала дали деньги на неудачные реформы. Когда они провалились – на поддержание уничтоженной экономики. Потом – на выплату предыдущих кредитов. И дальше – по накатанной.

Экономический кризис 2008-2009 года остановил этот снежный ком. Оказалось, что жить в долг и проедать деньги, не производя при этом конкурентоспособный продукт, нельзя вечно. Победившие на выборах 2009 года социалисты огласили истинный размер дефицита бюджета Греции – 12,5%.

Все три ведущие рейтинговые агентства мира – Fitch, Standart's&Poor и Moody's – понизили кредитные рейтинги Греции до “мусорных”. ЕС оказался перед фактом неизбежного дефолта одного из своих членов и участника еврозоны. Допустить этого он не мог.

Уже в феврале 2010 года Европарламент принял первый пакет экономии для Греции, под который стране выделили кредит в 80 млрд. евро. Взамен от Греции потребовали жесткие социальные реформы, который тогдашний премьер-министр Георгиос Папандреу назвал “кровавыми и слезными”.

Через год ЕС выдал второй пакет помощи в 110 млрд. евро, но под еще более жесткие социальные уступки. Греция взорвалась. И кипит до сих пор. Правда, негодование варится уже на “небольшом огне”.

Об афинских забастовках, моральных компромиссах и “призраке аэропорта” – в продолжении путевых заметок.

Фото автора 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.