Главное футбольное событие 2022 года еще не началось, но уже обрастает неприятностями.
Главное футбольное событие 2022 года еще не началось, но уже обрастает неприятностями.
Ровно через три месяца, 20 ноября, в Катаре стартует чемпионат мира по футболу – 2022. Это будет первый турнир в истории, который пройдет зимой, так как летом в столице страны Дохе и окрестностях столбик термометра редко опускается ниже отметки +40 градусов. А еще этот турнир обещает стать самым скандальным в истории и переплюнуть даже ЧМ-2018 в России.
На объектах, которые возводятся к ЧМ – стадионах, гостиницах, аэропортах и пр., для рабочих создали недопустимые условия труда, а журналистов, которые пытаются осветить эти проблемы, задерживают местные власти и уничтожают уже собранные материалы.
О том, что в стране существуют большие проблемы с соблюдением прав рабочих, задействованных на строительстве объектов, слухи ходят уже давно. Но вот получить достоверные сведения крайне трудно. А тех представителей СМИ, которые отваживаются поехать в Катар и добыть информацию на месте, жестко преследуют. Так, два немецких журналиста были арестованы за попытку снять на видеокамеру ход строительства футбольных стадионов. Телерепортер и оператор были освобождены из-под стражи через 27 часов спустя только после вмешательства Министерства иностранных дел Германии. Журналисты планировали подготовить материалы о недопустимых условиях труда на возведении объектов предстоящего мундиаля.
Вообще же инциденты именно с немецкими репортерами происходят регулярно. Спустя некоторое время была задержана группа немецких журналистов, снимавших документальный фильм о присвоении стране права проведения чемпионата мира по футболу в 2022 году. "Мы были арестованы в Катаре, допрошены местной полицией и представителями разведки, – сообщил в своем Twitter корреспондент немецкого телеканала ARD Флориан Бауэр. – В течение нескольких дней нам не разрешается покидать страну. Все записанные материалы стерты, оборудование испорчено".
Другой немецкий телеканал WDR, также работающий над фильмом, сообщил, что их бригада репортеров была арестована во время съемки в Дохе, а затем допрошена сотрудниками государственной безопасности и выпущена на свободу спустя 14 часов. Съемочное оборудование, ноутбуки и персональные мобильные телефоны были конфискованы и возвращены спустя четыре недели. Все данные с носителей были удалены, а оборудование повреждено.
Чего так боятся местные власти? С 2010 года, когда Катар получил право провести ЧМ, сотни тысяч рабочих-мигрантов столкнулись с нарушениями прав человека, после того как их наняли на строительство стадионов, гостиниц, объектов транспортной и иной инфраструктуры в рамках подготовки к турниру. В частности, подавляющее большинство рабочих-мигрантов в Катаре были вынуждены уплатить незаконный сбор за трудоустройство в среднем в размере более 1300 долларов США с человека, чтобы сохранить свои рабочие места. В то же время вплоть до 2020 года они были ограничены в возможности сменить работу или покинуть страну.
Дело дошло до того, что международная правозащитная организация Amnesty International подготовила доклад о нарушении прав рабочих-мигрантов и потребовала от ФИФА выделения 440 млн долларов США компенсации для обеспечения правовой защиты рабочих-мигрантов, пострадавших от нарушений прав человека. В открытом письме, сопровождающем публикацию доклада Amnesty International, коалиция правозащитных организаций призвала президента ФИФА Джанни Инфантино совместно с Катаром принять участие в выработке комплексной программы возмещения ущерба. Помимо предоставления компенсации за все трудовые нарушения, связанные с проведением турнира в Катаре, они должны обеспечить, чтобы подобные нарушения больше не повторялись – ни в Катаре, ни в ходе подготовки к любым будущим соревнованиям.
Большие вопросы также вызывает сам момент получения Катаром права проведения столь престижного международного соревнования, как чемпионат мира по футболу. Ведь, согласно исследованиям, ЧМ является вторым по прибыльности и популярности на планете спортивным соревнованием после летних Олимпийских игр, опережая и зимние ОИ, и чемпионаты по другим видам спорта.
Так, по данным международных журналистов-расследователей, в конце ноября 2010 года, накануне решения о выборе страны-организатора чемпионата мира по футболу в 2022 году, футбольный функционер из Катара Мохамед бин Хаммам распределил между своими коллегами около 5 млн долларов США, чтобы склонить их голосовать в пользу Катара.
Эмират Катар от дискуссии о подкупе открещивается. Официальная позиция звучит так: "Мы ни о чем не знаем, в дела Мохамеда бин Хаммама мы не вмешиваемся". Но, по мнению тех же расследователей, это не более чем отговорка. Бин Хаммам в 2011 году был обвинен в коррупции, и эти обвинения с него не сняты до сих пор. Чтобы избежать дальнейших разбирательств, он добровольно ушел в отставку со всех футбольных постов. Бин Хаммам был президентом Футбольной федерации Катара и Азиатской конфедерации футбола, у него блестящие связи в Катаре. "Он принадлежит к одному из самых влиятельных кланов в Катаре, у него очень хорошие отношения с последним эмиром", – свидетельствует немецкий журналист Флориан Бауэр. Так что трудно себе представить, что он действовал без ведома властей Катара, считает журналист.
Дошло до того, что у Катара хотели забрать право проведения турнира, но чиновники ФИФА избежали грандиозного скандала в мировом футболе и отстояли свой, как они многократно подчеркивают, "демократический" выбор. Турнир, как и предполагалось ранее, пройдет в Катаре, сроки его переноса в другую страну уже давным-давно прошли, да и стран, способных организовать мероприятие масштабов, подобных ЧМ по футболу, – считанные единицы.
Вопрос о взятке, подкупе членов ФИФА, голосовавших за страну-организатора ЧМ, так и повис в воздухе. И теперь другие страны, которые могли бы претендовать на проведение того турнира, в лучшем случае получат моральное удовлетворение, если проведение расследования будет доведено до конца.
Напомним, что на проведение ЧМ 2018 и 2022 годов претендовали сразу 11 заявок: Австралия, Англия, Индонезия, Мексика, Россия, США, Япония, Португалия и Испания (совместная заявка), Бельгия и Нидерланды (совместная заявка), Республика Корея и Катар. При этом две последние страны объявили об участии в выборах хозяина только чемпионата мира 2022 года. Как известно, ЧМ-2018 прошел в России, а Катару отдали право проведения предстоящего ЧМ-2022.
Выборы страны-хозяйки мирового первенства по футболу 2022 года прошли 2 декабря 2010 года в Цюрихе. Соперниками Катара были Австралия, США, Республика Корея и Япония (другие заявки ориентировались на ЧМ-2018). Голосование проводилось в четыре тура. В первом туре из гонки за мундиаль выбыла Австралия (1 голос из 22), во втором выбыла Япония (2), в третьем туре меньше всего голосов получила Республика Корея (5). Борьба в решающем туре развернулась между американской и катарской заявками, победу одержал Катар (14:8).
Выбор более чем сомнительный, учитывая тот вес в мировом футболе, который имеют и США, и Япония, и Южная Корея – в последнее время они достигли значительного прогресса в мировом футболе, а также имеют за плечами опыт организации и проведения футбольного ЧМ. Тем не менее турнир отдали Катару, что уже само по себе вызывает очень большие подозрения.
Матчи предстоящего мундиаля примут восемь стадионов в пяти городах. Притом что это количество минимально возможное для соревнования с участием 32 команд. Тот же чемпионат мира – 2018 прошел в 11 городах на 12 стадионах (в Москве были задействованы две арены), а чемпионат мира – 2014 в Бразилии прошел на 12 стадионах в 12 городах.
Впрочем, размеры Катара не позволяют организаторам нынешнего ЧМ широко размахнуться. Приходится проводить турнир в сжатые формы: и по времени – всего 29 дней вместо 32, на протяжении которых проходили мундиали в Бразилии и России, и по количеству стадионов, и по количеству городов. В столь стесненных условиях чемпионат мира с участием 32 команд (ранее турнир проводился с участием 24 команд, а еще ранее – 16) еще не проходил никогда.
Еще одна проблема, возникающая в связи с перечисленными обстоятельствами, – нагрузка на стадионы. Как "справится" с ней газон той или иной арены. Ведь на матче ЧМ травяной покров априори должен быть идеального качества. С этой проблемой обещают разобраться агрономы на местных стадионах. Ну и еще не менее важный вопрос – климатический. То, что турнир перенесли с лета на ноябрь-декабрь, по большому счету мало решает проблему. И для преодоления жары катарцы обязались оснастить стадионы системами охлаждения воздуха, поддерживающими температуру на уровне не выше +27 °C. При этом к вопросу подошли заблаговременно. Строительство первого стадиона началось в 2013-м и заняло четыре года, а в 2021-м все стадионы уже были готовы к эксплуатации. Один из них, кстати, принял "тестовый", если так можно выразиться о чемпионате мира, турнир по легкой атлетике. Нареканий со стороны ИААФ (Международной федерации легкой атлетики) не было, что стало еще одним козырем в плане проведения футбольного ЧМ в Катаре – не забирать у страны право проведения соревнований.
Наконец, еще до начала ЧМ-2022 его начали сотрясать чисто спортивные скандалы, не имеющие никакого отношения ни к коррупции, ни к нарушениям прав человека, ни к климату в Катаре. Речь пойдет о сборной Эквадора. Эта команда, представляющая южноамериканскую страну, стала заложником собственного игрока Байрона Кастильо.
В распоряжении английского издания Daily Mail оказались документы, подтверждающие, что Байрон Кастильо, сыгравший в восьми матчах квалификации к ЧМ-2022, родился в Колумбии и никогда не имел эквадорского гражданства. Отмечается, что существуют два свидетельства о рождении Кастильо – одно из Колумбии (Байрон Хавьер Кастильо Сегура) и второе из Эквадора (Байрон Дэвид Кастильо Сегура).
Чилийская ассоциация утверждает, что Кастильо оказался в Эквадоре как нелегальный беженец и не имел права выступать за сборные. Впрочем, это не помешало Байрону сыграть 15 матчей на молодежном уровне и еще около 10 на взрослом. Источник, близкий к делу, отметил, что ФИФА специально затягивает разбирательство, чтобы избежать срыва чемпионата мира: "В Эквадоре царит эпидемия игроков с фальшивыми документами, но ФИФА с этим ничего не делает".
Заинтересованность Ассоциации футбола Чили в раздувании скандала вполне понятна – команда стала одной из пяти, оказавшихся в нижней части турнирной таблицы отборочного турнира, кстати, как и сборная Колумбии. Обе команды не попали в число участников чемпионата мира, в то время как команда Эквадора заняла 4-е место и напрямую попала на ЧМ наряду со сборными Бразилии, Аргентины и Уругвая.
ФИФА, конечно же, затянет рассмотрение этого делая. Ведь в случае положительного решения все результаты должны быть аннулированы, а матчи отборочного турнира в Южной Америке переиграны. До старта ЧМ этого уже никак не успеть сделать, и турнир, разумеется, будет сорван. Чего в ФИФА допустить никак не могут.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.